Досуг под гипнозом

Юрий Фролов.

ЧУДЕСА И ПРИКЛЮЧЕНИЯ №3, 2006.

Социологи обычно изучают влияние содержания телепередач на население - например, как сказывается насыщенность телепостановок и кинофильмов сценами насилия на уровне преступности в той или иной стране. Но чаще всего остаётся незамеченным феномен, который условно можно назвать теленаркоманией.

Врачи говорят о зависимости от наркотика, когда налицо следующие признаки. Человек проводит много времени под влиянием этого вещества; использует его чаще, чем самому хотелось бы; безуспешно пытается сократить его использование; наркотик вытесняет важные социальные и семейные связи; прекращение приёма наркотика приводит к абстинентному синдрому («ломке»). Все эти признаки проявляются у тех из нас, кто смотрит телевизор слишком часто. Это не значит, что в телевидении скрыто что-то опасное. Телевидение может информировать, обучать и развлекать (и временами действительно это делает); некоторые его передачи могут считаться высоким искусством, оно даёт столь нужное иногда человеческой психике отвлечение, убежище от тяжёлых мыслей и окружающей действительности. Задуматься следует в том случае, если человек понимает, что следовало бы пореже включать свой телеприёмник, но обнаруживает с удивлением, что не способен это сделать.

Если средний гражданин промышленно развитой страны ежедневно смотрит телевизор три часа, то это значит, что человек, достигший 75 лет, 9 из них провёл перед экраном. Это третьи по размерам затраты в ежесуточном бюджете времени - после сна и работы. Конечно, можно относиться к такой статистике спокойно: мол, людям нравится, вот они и смотрят. Но почему тогда опросы, проведённые в США в 1992 и 1999 годах, показали, что четверо из каждых десяти опрошенных взрослых и семеро из десяти подростков считают, что тратят слишком много времени на просмотр передач? По другим данным, 10% американцев считают себя теленаркоманами.

Американские социологи изучали, как чувствуют себя люди, сидящие перед экраном. Группе случайно выбранных добровольцев раздали приборчики типа пейджеров. В течение недели приборчик ежедневно в разное время суток случайным образом подавал звуковой сигнал. Подопытный должен был по сигналу отметить на специальной карточке с перечнем ощущений («волнение», «спокойствие», «досада», «удовольствие» и т. д.), как он себя сейчас чувствует. Оказалось, что во время просмотра передач люди чаще ощущают пассивность и расслабленность. О том же говорят записи электроэнцефалограмм телезрителей. При устных опросах многие участники эксперимента говорили, что телевизор как бы всасывает их энергию. После окончания просмотра человек чувствует себя опустошённым, ему трудно сконцентрировать внимание. Что интересно, чтение редко оставляет такое последействие. После занятий спортом или каким-либо хобби участники опыта говорили об улучшении настроения, а после телевизора настроение либо остаётся таким же, как было до просмотра, либо ухудшается. Причём отмечен парадокс: тем, кто смотрит телевизор сравнительно мало (два часа в день и менее), он доставляет больше удовольствия, чем тем, кто смотрит на экран четыре часа в день и дольше. У некоторых к неприятным ощущениям примешивается чувство вины: человек чувствует, что правильнее было бы заняться чем-то более продуктивным, чем сидеть, уставясь в экран. Чаще это бывает у представителей среднего класса, чем у бедняков.

После включения телевизора, когда вы уютно устроились в кресле или на диване, мгновенно наступает ощущение отдыха и расслабленности. Возникают условные рефлексы, связанные с приятными ощущениями при включении и неприятными - после отключения телевизора. Примерно то же происходит у наркомана.

Что же так привлекает нас в телевидении? Частично дело в так называемой ориентировочной реакции. Открывший это явление в 1927 году академик Павлов называл её рефлексом «что такое?». Это реакция на любой внезапный или новый раздражитель. При появлении чего-то нового, необычного расширяются сосуды головного мозга, замедляется пульс и сокращается приток крови к мускулам: организм должен срочно осознать, «что бы это значило?», и подготовиться к действию. Рефлекс помогал нашим предкам вовремя заметить подкрадывающегося хищника и принять меры, но сейчас мы редко используем его по прямому назначению.

Проделайте простой опыт. Присядьте поближе к телевизору в затемнённой комнате, выключите звук и закройте глаза. Как правило, не реже, чем раз в 10-12 секунд через закрытые веки вы будете видеть вспышки. Это меняются освещённость и содержание кадра. Даже если показывают всего лишь выступление одного человека, артиста или политика, режиссёры и операторы стараются то показать «говорящую голову» с разных сторон, в разных ракурсах, то перевести взгляд на слушателей в театре или зале заседаний. Это осознанное использование рефлекса «что такое?» с целью заставить зрителя не отрывать взгляд от экрана, постоянно подбрасывая что-то новенькое, пусть даже содержание передачи не даёт для этого оснований. С теми же целями используются панорамные кадры, наезды камеры или приближение объективом, врезки, перебивки и внезапные шумы. Вас заставляют не отрывать взгляд от экрана.

Исследования физиологов показали, что после включения внезапного или необычного раздражителя частота пульса уменьшается на 4-6 секунд. Именно столько длится ориентировочная реакция. В рекламных роликах и музыкальных клипах резкие изменения кадра производятся иногда раз в секунду, что не даёт мозгу отделаться от рефлекса «что такое?». Вот чем объясняются такие высказывания любителей телепередач: «Если телевизор включён, я не могу оторвать от него глаз», «Я не очень-то хочу смотреть, но ничего не могу с собой поделать» или «Смотрю на экран как загипнотизированная».

Зная эти маленькие хитрости операторов и режиссёров, вы сможете объективнее оценивать, действительно ли передача вас интересует или к экрану вас привлекают рефлексы, свойственные даже собакам.

Чем же отличаются от других люди, неумеренно приверженные к телевизору? Психологические тесты показали, что им свойственно повышенное беспокойство в ситуациях, когда нечем заняться: в очереди, ожидании автобуса, при ничегонеделании. Особенно обостряется это неприятное ощущение в одиночестве. Кроме того, страстные любители телеэкрана говорят, что просмотр передач позволяет им занять время и отделаться от неприятных мыслей. Социологи обнаружили, что такие личности реже участвуют в общественных мероприятиях и склонны к полноте.

Вопрос в том, что здесь причина, а что следствие: люди прилипают к телевизору из-за скуки и одиночества или, наоборот, неумеренный просмотр телепередач делает их более одинокими и подверженными скуке? Большинство исследователей считают верным первый вариант. Но в 70-х годах прошлого века канадские социологи следили за жителями небольшого горного городка, куда эфирный сигнал не доходил. Среди горожан периодически проводили тесты на интеллект. К городку наконец подвели телевизионный кабель. Постепенно ухудшилась сообразительность при решении сложных задач, например головоломок, и у детей, и у взрослых. Уменьшилось упорство в решении таких задач, и увеличилась тенденция к скуке, упала способность просто спокойно отдыхать, не занимая ничем глаза и мозг.

У тех, кто болезненно привержен к телевизору, при отлучении от любимого прибора наблюдаются явления, схожие с «ломкой» наркомана. В 60-х годах прошлого века, когда одна семья обычно имела лишь один телевизор, Г. Стейнер (Чикагский университет) собрал душераздирающие исповеди людей, чей телевизор сломался: «Мы все нервно бегали по дому, как петухи с отрубленной головой», «Мы не могли ничего делать, это было ужасно!», «Дети меня жутко раздражали, я постоянно на них кричала, нервы были натянуты до предела. Пыталась заинтересовать детей настольными играми - бесполезно. Телевизор стал их неотъемлемой частью».

В экспериментах подопытные семьи отказывались на неделю или на месяц от телевидения (в некоторых случаях им даже платили за это жестокое испытание). Не все могли выдержать обусловленный срок, выходили из эксперимента досрочно. Самыми трудными были первые 3-4 дня, даже в тех семьях, где телевизор занимал не первое место в проведении досуга. Более чем в половине подопытных семейств нарушался нормальный распорядок жизни, члены семьи не знали, что им делать с неожиданно свалившимся «лишним» временем. В отношениях появлялась агрессивность, раздражительность. Но ко второй неделе опыта начиналась адаптация к новому положению дел.

Нет доказательств того, что телевидение вообще вредно для психического здоровья. В разумных дозах предоставляемая им возможность отдохнуть, отвлечься от повседневности может быть полезна. Но если привычка к телевизору мешает дальнейшему интеллектуальному росту, усвоению новых понятий, активной жизни, то с этим родом нездоровой зависимости надо уже бороться всерьёз.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПРИКОВАННОСТИ К ЭКРАНУ

Если вы ощущаете, что смотрите телевизор больше, чем вам хотелось бы, и не можете отделаться от этой привычки, ознакомьтесь со следующими предложениями психологов.

Осознать проблему.

Как и в других случаях навязчивой зависимости, важно осознать, что у вас образовалась нездоровая привычка. А затем понять, сколько времени она отнимает и насколько мало на самом деле она вам даёт. Для этого полезно в течение недели вести дневник просмотра передач, отмечая, сколько времени заняла каждая. Можно ставить оценку программе в зависимости от того, насколько она вам понравилась. Изучив потом свои записи, вы сможете понять, что много времени потратили зря, без пользы и удовлетворения.

Подобрать другие занятия.

Составьте список других возможных способов проведения свободного времени и держите его на виду - например, повесьте на холодильник.

Тренируйте силу воли.

Зритель часто уже в первые несколько минут понимает, что кинофильм или шоу не представляют интереса, но продолжает смотреть на экран ещё два часа. Выключите телевизор и ощутите себя свободным человеком.

Право выбора.

Просмотрите программу на неделю и отметьте только те передачи, которые вам непременно хотелось бы увидеть.

Используйте видеомагнитофон.

Вместо того чтобы смотреть передачи «в реальном времени», записывайте их на кассету, чтобы посмотреть позже. Опыт показывает, что многие так и не соберутся просмотреть записанное.

По материалам Scientific American 2/2002, фото из Der Spiegel № 2, 2000.

Hosted by uCoz