| |||||
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНЫ ЛИ НАШИ ЖИЗНИ?Михаил Фырнин ЧУДЕСА И ПРИКЛЮЧЕНИЯ, №9, 2006 г. Свободен человек или не свободен? Только на первый взгляд кажется, что вопрос этот, который люди задают себе с древнейших времён, второстепенный. Потому что, если наше поведение детерминировано, то есть предопределено, несвободно, тогда в существовании у нас души не может быть смысла. Индийский мыслитель Раджниш предлагает рассуждать так: всё зависит от самого человека, то есть от того, чем он является сам: телесным накоплением или сознанием? Всё, что в человеке есть физического, материального, умственного, говорит он, всё это предопределено. Когда мы отождествляем себя со своим телом (если мы заявляем: «Я только тело», и чувствуем, что являемся всего лишь материей), мы тем самым обуславливаем себя причинно-следственными связями, потому что материя не может быть свободна, поскольку заключена в эти связи. Такое существование подобно цепи, в которой каждое последующее звено определено предыдущим. И тогда наше будущее, по сути, не будет будущим, ибо оно является результатом прошлого. А если прошлое определяет будущее, то будущее легко предсказуемо. Стоит учёным придумать средство, с помощью которого они узнают всё прошлое какого-нибудь человека (а такое средство, видимо, будет найдено), то они тотчас же предскажут и его будущее. Но в человеке, говорит индийский мыслитель, есть нечто, что всегда непредсказуемо, всегда не предопределено. Это нечто - наше сознание. И если вы не отождествляете себя со своим материальным существованием, если вы чувствуете себя как нечто отдельное, отличное от ума и тела, находящееся за их пределами, - тогда ваше сознание не обусловлено. Оно спонтанно и свободно. В этом случае действия человека перестают быть связанными с предыдущими поступками. С этого момента каждый его поступок определяется только его сознанием, а не прошлым. Теперь человек действует сам, и никто не может предсказать, как он поступит. Так же как никто не сможет заставить его вести себя определённым образом, никто не сможет манипулировать им. |